Принципы земельного права
Можно сказать, что в основе определения принципов земельного права лежит понимание особенностей земли как объекта общественных правовых отношений. Известно, что земля, с одной стороны, объект природы, с другой стороны территория размещения (строительства) возводимых людьми сооружений. Кроме того, на той же земле существуют иные природные объекты. Выполнение землей всех этих функций одновременно и служит одним из оснований выработки особых принципов правового регулирования земельных отношений. В связи с этим принципы земельного законодательства отчасти отличаются от тех, что приняты иными отраслями законодательства РФ. Безусловно, как уже было сказано, принципы земельного законодательства базируются на основополагающих общепризнанных правовых принципах, определяющих права субъектов правоотношений.
Но, поскольку земельная реформа еще не завершена, отношения в области использования земли находятся в стадии формирования. Поэтому отдельные положения настоящей статьи являются скорее не правовыми принципами в общепринятом понимании, а представляют собой нормативное закрепление результатов реформ последних 10 лет, а также выражение представлений о дальнейшем их развитии. Принцип, закрепленный п. 1 статьи 1, основан на положениях, утвержденных СТ. 9 Конституции, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Комментируемая статья составляет основу действия норм как ЗК, так и земельного законодательства в целом. Содержание этой статьи основано на учении о принципах права, которые представляют собой общие начала, идеи, лежащие в основе формирования институтов, содержания норм и их применения. К основным принципам, признаваемым правовым государством, относятся такие, как верховенство закона, равенство всех перед законом, справедливость, признание прав человека, ответственность за вину. Данные принципы составляют базу формирования и реализации любых правоотношений. Принципы права обязательны для соблюдения и служат основой для принятия, исполнения или применения норм права. Правовые принципы закреплены Конституцией. Основные начала гражданского законодательства, изложенные в ст. 1 ГК, также по своему содержанию представляют собой принципы права, закрепленные ЗК в качестве норм. Комментируемая статья практически впервые в систематизированном виде устанавливает принципы отрасли земельного права (отраслевые принципы). Они дополняют принципы общеправовые, не противореча им и основываясь на них. Основное значение статьи 1, таким образом, связано с необходимостью обеспечения общих принципиальных подходов к правовому регулированию земельных отношений. При этом на установленные принципы должны ориентироваться как федеральные нормативные акты, так и законодательство субъектов РФ, которые согласно СТ. 72 Конституции вправе принимать свои земельные законы, а также нормативные акты органов местного самоуправления. Следует заметить при этом, что принципы, закрепленные настоящей статьей, не только следуют общеправовым принципам, но и служат в ряде случаев выражением выработанных в последнее время основных направлений земельной политики.
Данное положение Конституции имеет обще социальный смысл, это декларация, имеющая важное значение для формирования правовых основ использования земли. Земля как основа существования народов, населяющих Россию, не может правом полностью отождествляться с иными вещами, не может также иметь иное однозначное или утилитарное значение, как другие объекты правовых отношений, в том числе недвижимые вещи.
Правовое регулирование использования земли не может осуществляться способами с нарушением прав и интересов народов, проживающих на данной территории. Это означает, что право вое регулирование и реализация права не могут осуществляться способами, которые могут привести к нарушению прав и законных интересов народов, проживающих на данной территории. Однако реализация данного положения должна осуществляться в совокупности с реализацией иных конституционных положений и не может служить основанием для пересмотра содержания основных институтов права (например, права частной собственности на землю), если они не противоречат общим принципам Конституции.
Заметим, что принцип земельного законодательства, установленный п. 1 статьи 1, не повторяет положения Конституции, но касается одного из ее аспектов, согласно которому в качестве ресурса, природного объекта, объекта недвижимости, объекта права собственности и иных прав выступает одновременно. Это означает, что, устанавливая те или иные правила использования земли как объекта недвижимости или природного ресурса, правовая норма должна учитывать и иные качества земли. Это положение одно из основных, отличающих подход земельного законодательства к объекту регулирования от подходов, принятых иными отраслями законодательства РФ. Установленный П. 2 статьи 1 принцип продолжает предыдущее положение, в то же время определяя приоритет земли как компонента природы перед использованием ее как недвижимого имущества.
Этот принцип является существенным для определения меры правового регулирования прав на земельные участки, их оборота и действия при этом гражданско-правовых норм и норм земельного законодательства. Конституция (ст. 36) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Данное положение признается и гражданским законодательством (ст. 209 ГК). В то же время заметим, что принцип этот должен распространяться на реализацию не только права собственности на землю, но и иных прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и других установленных законом прав.
Похожие статьи
-
ПРИНЦИП НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИНЦИП НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Таким образом, рыночная стоимость земельного участка зависит от альтернативных вариантов его использования, а не только о... -
ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕЙ
ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕЙ Общеэкономическую эффективность управления земельной собственностью (на уровне хозяйственного комплекса страны) всл... -
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР Государственный лесной кадастр. Основные функции регулирования эколого-правого режима лесопользования следующие: государственный учет ... -
КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ
КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ Категории земель указывают: в решениях органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельн... -
Регулирование земельных отношений
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С целью ускорения преобразований в сельской местности, совершенствования регулирования земельных отношений на селе была намече... -
Служба земельного кадастра
СЛУЖБА ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА В целях упорядочения деятельности по ведению государственного земельного кадастра Росземкадастром непосредственно и его территориальн... -
Покупка земельного участка
Прежде чем приобрести земельный участок полезно решить, что именно нужно. 1. Садовый участок, дом в деревне или коттеджный поселок. 2. Количество зе... -
Место жилищного права в системе российского законодательства.
Место жилищного права в системе российского законодательства. Жилищное право до 1980-х гг. входило в состав гражданского, пока не потребовалось подготови... -
Приложение к договору на оказание услуг по приобретению жилого помещения - квартиры
Приложение к Договору на оказание услуг по приобретению жилого помещения от Дата. АКТ приема предоплаты за квартиру на ответственное хранение ООО «А... -
Вопросы по приобретению и пользованию земельным участком
Вопросы по приобретению и пользованию земельным участком Вопрос: У меня есть желание и финансовые возможности построить частный дом для проживания моей семь...
Комментарии