Одноклассники Facebook Vkontakte Twitter
Личный кабинет
Mega-e
Недвижимость в Екатеринбурге
Позвонить нам: (343) 38-28-508
 

Высотным зданиям — высокую надежность

Автор: Наталия Крол
Дата: 16 декабря 2008 г. 0:00:00
Испания ввела законодательное запрещение на строительство высотных зданий в течение второй половины XX в. Скандинавы относились к небоскребам крайне осторожно. Хотя есть страны, где высотки растут и растут, поражая своей архитектурой воображение и туристов, и жителей.
 
Скептически настроенные отечественные специалисты признают неизбежность появления высоток в России: как и в городах Франции, Великобритании и США, в Москве возводят и многоэтажные комплексы, и отдельно стоящие небоскребы. Создается такое впечатление, что сейчас наша страна наверстывает упущенное за несколько десятилетий. Речь об этом шла на секции «Высотное строительство» в рамках II Международного форума «Строительство городов. City Build 2008». Инициаторами мероприятия выступили Ассоциация строителей России и компания «Глобал-Экспо» при официальной поддержке профильных министерств РФ, общественных организаций и департаментов правительства Москвы. В организации форума принимали участие 20 ведущих профессиональных ассоциаций и научных учреждений.
 
Большинство докладчиков в рамках заявленной на конференции темы освещали проблемы безопасности и комфортности проживания в многоэтажных домах. Если только 7 % опрошенных граждан готовы жить в небоскребах, то почему их все-таки возводят? Теперь уже всем понятно, что низкая стоимость высотного строительства, на которую ссылались его приверженцы, не более чем миф. Само применение сложнейших технологий и уникальных материалов ведет к удорожанию квадратных метров. Но если рядовой потребитель реагирует на цену, то специалисты рассматривают другие аспекты — безопасность проживания и возможность справиться с аварийными ситуациями.
 
Пока, как следовало из прозвучавших выступлений, внушают оптимизм только результаты работы научных учреждений, специализирующихся на создании высокомарочного бетона. Как заявила в своем докладе Галина Кардумян, представитель НИИЖБ «Институт бетона», бетон — это всегда местный материал. И в каждом районе строительства высоток — о какой бы стране ни шла речь — важно создать оптимальную технологию для его производства. Причем новшество технологий заключается теперь в производстве не столько высокомарочного материала, сколько в применении специальных добавок, сообщающих материалу те или иные свойства с учетом особенностей проекта. Например, бетон сверхпроницаемый, высокоантикоррозийный, самоуплотняющийся и пр. Когда шло строительство Лефортовского тоннеля, немецкие специалисты, участвовавшие в этом проекте, скептически относились к качеству российского бетона. А их мнение имело решающее значение. Будучи ответственной за проект, немецкая сторона пошла на крайние меры: готовая бетонная балка, выполненная из столичного высокомарочного бетона, была отправлена в Германию на экспертизу. Проверка показала безупречное качество образца, и больше недоверия не возникало. Хотя, делает оговорку Г. Кардумян, существует проблема на высоком качественном уровне выполнять не только пробные экземпляры, но и все остальные.
 
Сложной пока остается технология закачки бетона на самые верхние этажи. Но опыт возведения башни «Федерация» показал, что сегодня это по силам строительным компаниям. Позитивно и то, что научные учреждения максимально обращены к практике российского рынка, который экспериментирует в области высотного строительства.
 
Все другие выступавшие были единодушны в том, что сегодня тревогу вызывает другое. Существующие в России отраслевые нормативные акты, в том числе ГОСТы, не учитывают всего комплекса рисков, не регулируют многих важных аспектов безопасности объектов высотного строительства. В этом смысле мы отстаем от других стран как минимум на 20 лет. Необходима ликвидация правовых пробелов, считают в Университете комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения. При этом мировой опыт полнится печальной практикой катастроф, которые дают ученым пищу для размышления. Достаточно вспомнить события 11 сентября в США. Анализ этой катастрофы показал, что здания башен Всемирного торгового центра оказались достаточно прочными. Южная после террористической атаки простояла 56 мин., северная — 1 ч 42 мин. И за это время удалось спасти сотни людей. Так что теперь, говорят ученые, корректно ставить вопрос «Почему башни так долго стояли?», а не другой — «Почему они упали?».
 
Докладчики предлагали еще раз обсудить, обоснованно ли вообще возводить высотки в городе, особенно в большом количестве? Сейчас отечественные технологии эвакуации людей при пожаре рассчитаны только на высотность зданий в 22 этажа, не более. Здесь возникает проблема плотной концентрации людей на ограниченных территориях. Суммарная длина лестничных спусков «Федерации» — 1 км при незначительной ширине. Как преодолеют этот путь сотни людей, имеющих разные физические данные? Пока отраслевые стандарты не дают ответа на подобные вопросы. Но есть западный опыт. В Канаде испытания показали — эвакуация людей из 50-этажного здания заняла 2 ч 15 мин. На отечественные испытания (силами наших людей, техники) никто из выступавших не ссылался. Следовательно, их просто не было.
 
Еще одна тревожная проблема связана с использованием панорамного остекления, широко применяющегося в строительстве. Специалисты из Санкт-Петербурга провели испытания. Оказалось, что этот материал совершенно не противостоит возгоранию, и уже в течение 9 мин. пожара за счет его уязвимости теряется целостность здания. Если сегодня в случае катастрофы помочь людям извне невозможно, они должны надеяться только на себя. Прозвучало даже выразительное сравнение высотки с кораблем в открытом море, экипаж которого при крушении использует все подручные средства для спасения. Выход предлагается такой: в помещениях должны быть соответствующее оборудование и, следовательно, службы, которые смогут при необходимости им воспользоваться. Принятая сегодня практика борьбы с пожаром недостаточно эффективна: тушение здания водой приводит к потерям, адекватным выгоранию. Пожарные шкафы, которые используют при строительстве, — это пережиток военного времени. А новые разработки внедряются крайне медленно.
  Специалисты считают, что девелоперские компании должны проявлять большую заинтересованность в оснащении здания современными системами безопасности.
Наталия Крол
Количество просмотров: 1114

Комментарии

:
:
:
:
: captcha

Похожие статьи