В соответствии с действующим федеральным законом РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» памятники охраняют вместе с территориями, включающими как сами памятники, так и охранные зоны. Земля в данном случае выступает как часть природной среды и объект хозяйствования и входит в имущественный состав памятников истории и культуры. Основное направление в использовании данной категории земель Земельных кодексом РФ определяется как «земли историко-культурного наследия» с обеспечением сохранности, содержания и использования недвижимых памятников истории и культуры.
Территорию недвижимых памятников истории и культуры могут предоставлять в краткосрочную и долгосрочную аренду, а также в постоянное (бессрочное) пользование (в основном церковные владения). Контролируют использование и охрану земель и памятников истории и культуры на основании земельного законодательства (Москомзем), градостроительных требований (Москомархитектура) и требований охраны территорий памятника как части его имущественного состава (Москомнаследье).
Для территорий историко-культурного назначения формируют оперативный историко-культурный опорный план, отображающий на электронной картографической основе объекты культурного наследия, их земли и зоны охраны.
Работы по определению границ территорий исторических владений недвижимых памятников истории и культуры включают определение современных территорий объектов культурного наследия и создание Реестра объектов недвижимого культурного наследия с графической «привязкой» всех объектов на оперативном опорном историко-культурном плане, а также создание единой системы охраны исторической среды города в системе Государственных Земельного и Градостроительного кадастров.
Работы по определению границ территорий зданий - памятников истории и культуры г. Москвы- проводят на основании следующих нормативных документов: Земельного кодекса РФ; закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации»; закона г Москвы «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры»; постановления Правительства г. Москвы «О мерах по организации обеспечения сохранности историко-культурного наследия»; постановления Правительства г. Москвы «Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия»; Норм и правил проектирования, планировки и застройки г. Москвы ; постановления Правительства Москвы «Об утверждении положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в г. Москве».
Анализ ведения Государственного Земельного кадастра на территории г. Москвы показал необходимость совершенствования технологии ведения реестра на землях историко-культурного наследия, который должен состоять из трех разделов:
1-й раздел - регистрация земель историко-культурного назначения – запись в документы установленного образца сведений о земельном участке, позволяющих однозначно закрепить правовое положение, культурные, исторические, качественные, количественные, ценностные характеристики, географические пара метры участка;
2-й раздел - количественный и качественный учет земель историко-культурного назначения государственное мероприятие по систематизации, накоплению и обновлению сведений о количестве, хозяйственном использовании, состоянии и качестве земельных ресурсов историко-культурных объектов, необходимых для решения управленческих задач;
3-й раздел - экономическая оценка земель историко-культурного наследия - оценка представляет собой интегральную характеристику историко-культурной среды исторической территории.
Ключевой объект Земельного кадастра, который позволяет адаптировать объекты культурного наследия к технологиям, используемым в Государственном Земельном кадастре, территориальные зоны, в которые должны быть включены территории памятников истории и архитектуры, градостроительства, археологии, садово-паркового искусства и зоны их охраны.
Все территориальные зоны объектов культурного наследия и их режимы учитывают при ведении Земельного кадастра. Однако на практике основное количество свидетельств о правах на земельный участок регистрационные палаты должают выдавать без учета территориальных зон, т.е. без описания границ земель историко-культурного назначения.
В настоящее время в Земельном кадастре не установлены границы территорий объектов культурного наследия с их режимами использования; не определен порядок подготовки документов по землям историко-культурного назначения для установления их правового режима; не установлен перечень субъектов земельных отношений, подающих сведения в органы юстиции и земельной службы для последующего отображения в выдаваемых документах Земельного кадастра.
Для сохранения и использования земель историко-культурного назначения данные о них необходимо внести в Государственный Земельный кадастр г. Москвы.
Информацию о границах территорий памятников истории и культуры отражают только в нормативных документах - в кадастровой документации информация о землях историко-культурного назначения объектов культурного наследия отсутствует. Необходимы работы по установлению (закреплению) границ территорий памятников истории и культуры, внесению сведений о них в соответствующие кадастровые документы с указанием в кадастровых и градостроительных документах ограничении и обременении, налагаемых на земельный участок от различных режимных объектов (объектов культурного наследия и их зон охраны).
В г. Москве разработаны несколько видов охранных зон: зоны недвижимых памятников истории и культуры, охраняемого ландшафта, историко-культурных заповедных территорий, регулирования застройки и др.
Начато формирование городского реестра недвижимого культурного наследия, на базе которого будет создана Государственная информационная система Москвы, содержащая сведения, необходимые для реализации государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, являющаяся основной для мероприятий, использующих (учитывающих) данную информацию. По состоянию на декабрь 2006 года в Государственном реестре памятников (ГРП) по результатам проведения ежегодной инвентаризации значились 3765 объектов культурного наследия. Из них на государственной охране состоят 1040 объектов недвижимости, а вновь выявленных объектов охраны 1700 объектов недвижимости. Остальные отнесены к объектам монументального искусства и акрополю. Это достаточно большой массив информации, на основании которого органы охраны памятников могут разработать кадастр земель историко-культурного назначения, который, в свою очередь, должен стать частью Государственного Земельного кадастра.
Сен. 27, 2013, 8:38 д.п.