Категории

Приватизация объектов культурного наследия

4 минуты на чтение

Приватизация объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия народов Российской Федерации - это объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями скульптуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Так же к объектам культурного наследия относятся памятники истории и культуры, достопримечательные места, исторические поселения и иные крупные территориальные комплексы.
В целях упорядочивания отношений в области охраны и разграничения собственности на объекты культурного наследия было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее — Постановление ВС РФ). Постановление ВС РФ устанавливало что, объекты культурного наследия отнесены исключительно к федеральной собственности и не подлежат отчуждению из государственной собственности.
В Пункте 2.1.7. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 24.12.1993 года № 2284, установлено, что движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, не могут быть приватизированы
Указом Президента РФ от 26 ноября 1994 г. N 2121 "О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения" закреплено, что возможна приватизации объектов культурного наследия, так же устанавливаются ограничения в области приватизации вышеуказанных объектов.
Дело в том, что вопрос о приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения будет рассматриваться только после утверждения Президентом Российской Федерации перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения согласно Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и с условием переоформления охранного обязательства на нового собственника в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты культурного наследия могут быть отчуждены из собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в собственность граждан и юридических лиц на возмездной основе, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее Закон № 178-ФЗ). Хотя в процессе приватизации объектов культурного наследия имеется ряд особенностей, закрепленных в статье 29 Закона № 178-ФЗ и в статье 50 Закона № 73-ФЗ.
1) Объекты культурного наследия можно приватизировать способами, установленными статьей 13 Закона № 178-ФЗ, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранное обязательство).
2) Министерство культуры РФ для объектов федерального значения, органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в этой области, в отношении объектов регионального и муниципального значения определяют условия охранного обязательства.
3) Охранное обязательство должно быть оформено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002г. № 894 "О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия". Условия охранного обязательства включаются в решение об условиях приватизации и в качестве существенных условий в договор купли-продажи объектов культурного наследия.
4) В охранном обязательстве должны указываться требования к содержанию объекта культурного наследия, условия доступа граждан, порядок и сроки проведения реставрационных работ и иные меры, обеспечивающие сохранность данного объекта.
Согласно статье 50 Закона 73-ФЗ к объектам не подлежащим приватизации относятся:
- памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО;
- особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, которые включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (перечень данных объектов утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1992 года № 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации");
- историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия.
Однако Федеральный закон от 29.12.2006г. № 258-ФЗ внес существенные изменения в Закон № 73-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января текущего года, они отменяют мораторий на приватизацию объектов культурного наследия и требуют от Правительства сформировать до 1 марта 2008 года перечни объектов культурного наследия, не являющихся федеральной собственность.
Следовательно, приватизировать можно объекты культурного наследия, не являющиеся исключительной федеральной собственностью. Однако законодательно установленный срок, до 1 марта 2008 года, не были утверждены перечни объектов культурного наследия, принадлежащие субъектам РФ и муниципальным образованиям и подлежащие приватизации. Именно поэтому в настоящий момент приватизация объектов культурного наследия пока невозможна и будет по сути отложена до момента утверждения вышеобозначеных перечней.
Отношения, которые касаются приватизации объектов культурного наследия, недостаточно регламентированы правовыми нормами, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Именно поэтому на сегодняшний день приватизация объектов культурного наследия вызывает множество спорных вопросов и законодательно не урегулированных аспектов.

07.05.2008

Источник: RWAY.Ru - информационно-аналитический портал о недвижимости

 Авг. 8, 2008, полночь
Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

ИЗЪЯТИЕ
 ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
 
 Земли
 историко-культурного назначения используют строго в соответствии с их целевым
 назначением. 
 
 Изъятие
 земель историко-культурного назначения и не соответствующая их це...
В соответствии с действующим федеральным законом РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» памятники охраняют вместе с территориями, включающими как сами памятники, так и охранные зоны. Земля в данном случае выступает как часть прир...
ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  Приватизация земельных участков или их купля - продажа у государства регулируется нормами и следующих нормативных правовых актов: 
 Земельным кодексом РФ; 
 Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N178-ФЗ «...