Субъектом Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом РФ устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения:
• свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти до тридцатикратного размepa ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
• от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти -до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
• до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений - в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Для установления субъектом Российской Федерации цены земли применяется соответствующая минимальная ставка Земельного налога.
При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Земельные платежи бывают разовые и ежегодные. Разовые платежи носят компенсационный характер (выделяются отдельной строкой в смете на строительство, но не включаются в материальный баланс юридического лица). Это затраты на освоение новых или улучшение ранее используемых территорий.
Ежегодные платежи носят рентных характер. Их необходимость вытекает из социальной ценности городских земель и отражает неоднородность участков по концентрации мест приложения труда и насыщенности объектами соцкультбыта, транспортной доступности, природным факторам, ценности исторической застройки и т.д. (т.е. по престижности, привлекательности территории).
Через ежегодную арендную плату и налог за городские земли должна изыматься дифференциальная земельная рента - часть дополнительного дохода, полученного юридическими и физическими лицами за счет расположения земельных участков, арендуемых этими лицами на территории более высокой градостроительной ценности, обеспечивающей определенные социально-экономические преимущества. Выделяют дифференциальную земельную ренту 1 и дифференциальную ренту 2. Первая обозначает величину дохода, которую получает землепользователь на лучших землях. Вторая - повышение дохода от земли благодаря вложению в землю дополнительного капитала, идущего на повышение качества земли.
Размер налога устанавливается законодательно. Для городов, в зависимости от численности населения и степени экономического развития, устанавливаются дифференцированные средние ставки за единицу площади. Эти средние ставки корректируются в зависимости от статуса города (для центров административно-территориальных образований, городов с развитым социально-культурным потенциалом и курортных зон вводятся повышающие коэффициенты). Периодически утверждается коэффициент индексации налога в связи с инфляцией.
Размеры ставок налога по оценочным территориально-экономическим зонам утверждаются органами представительной власти города.
Законом РФ «О плате за землю» установлен особый порядок расчета величины земельного налога для городских земель, используемых в сельскохозяйственных целях, занятых личным подсобным хозяйством, жилищным фондом, дачными и садовыми участками и гаражами.
Величина арендной платы устанавливается на основе договора и не может быть менее величины налога. Базовые ставки арендной платы внутри города также могут дифференцироваться в зависимости от его территориально-экономического зонирования и обычно утверждаются распоряжением местной администрации.
Размер нормативной цены земли был принят в Земельном кодексе РФ 1991 года как 50-кратная величина земельного налога. Постановлением правительства РФ от 03.11.94 года он увеличен до 200-кратной ставки земельного налога за единицу площади. Льготы при этом не учитываются. При заключении договоров купли-продажи земельных участков с 15 мая 1995 года размер нормативной цены земли приравнивается к 10-кратной ставке земельного налога (Указ Президента РФ от 11.05.95 г.).
Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за год.
Законом РФ «О плате за землю» в редакции от 09.08.94 года также установлен ряд льгот по взиманию платы за землю. К субъектам налоговых льгот относятся госбюджетные учреждения и граждане, имеющие социальные льготы. Это организации искусства, образования, здравоохранения, детские учреждения, вузы и др.
Окт. 6, 2013, 5 п.п.