Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель, его объектами являются все земли в РФ. В ст. 67 ЗК РФ даны определение, цели и классификация мониторинга земель. Мониторинг (от лат. monitor предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий) призван выполнять базовую, связующую роль всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов.
Целями мониторинга являются:
- своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка; прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов на земле, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель;
- информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, государственного земельного контроля
- за использованием и охраной земель, иных функций государственною и муниципального управления земельными ресурсами;
- обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
- В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель 2002 г. мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с их категориями и целевым назначением (предусмотренным в ст, 7 и 8 ЗК РФ). П ринципами мониторинга земель являются:
- достоверность и точность данных, их соответствие фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;
- единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель, его экономичность и эффективность;
- взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных, централизованное руководство по единой методике в масштабе России; наглядность и доступность сведений, за исключением информации, составляющей государственную или коммерческую тайну.
Согласно Федеральному закону о мелиорации земель государственный мониторинг земель включает мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинг мелиорированных земель.
В состав мониторинга земель входят систематические наблюдения (съемки, обследования, изыскания) за их состоянием, выявление изменений, а также оценка:
состояния землепользований, угодий, полей, участков;
процессов изменения плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потеря гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;
состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;
состояния земель населенных пунктов, объектов нефте и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
К методам и способам ведения мониторинта земель можно отнести как натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные), так и использование автоматизированной информационной системы, включающей информационнопоисковую систему, систему обработки данных, систему комплексной интерпретации данных, прогнознодиагностическую систему и систему управления.
Информация о состоянии земельных ресурсов субъектов РФ оформляется в виде отчетов, научных прогнозов, докладов и публикуется в периодических изданиях. В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства РФ Минсельхоз России организует учет и проведение мониторинга мелиорированных земель.
Мониторинг земель является частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Фев. 20, 2015, 6:41 д.п.