Границы населенных пунктов имеют правовые последствия для земельных и иных общественных отношений. В прежнем земельном законодательстве России предусматривалось, что все земли внутри городской черты находятся в ведении городского Совета народных депутатов, современное российское законодательство также исходит из того, что на земли населенных пунктов распространяются многие полномочия органов местного (городского) самоуправления, а в городах федерального значения органов государственной власти Москвы и Санкт Петербурга.
Установление границ населенных пунктов проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Граница населенных пунктов должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Граница населенных пунктов отделяет эти земли от земель иных категорий.
Разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в пределах границ населенных пунктов означает использование этих объектов в соответствии с земельным законодательством, градостроительным регламентом; ограничения на пользование этими объектами установлены в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, а также сервитутами.
Согласно ст. 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов.
Проекты планировки это градостроительная документация, разработанная для частей территорий городских и сельских населенных пунктов в соответствии с установленными в их генеральных планах элементами планировочной структуры. Генеральный план является градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий населенных пунктов. Проекты планирования должны соответствовать генеральному плану, в связи с чем при их отсутствии необходимо руководствоваться установленными в нем элементами планировочной структуры.
Особенности землепользования в границах закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) предусматриваются 11 Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 32971 (в ред. от 22 августа 2004 г.).
Земли в ЗАТО в соответствии с их целевым назначением могут включать земли населенных пунктов, промышленности, обороны. Земли, занимаемые предприятиями и объектами, в связи с деятельностью которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам.
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного ЗАТО принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ЗАТО. Управление этими землями осуществляет Правительство РФ.
Март 20, 2015, 7:56 д.п.