Все, кто хотя бы раз за последнее время решал вопросы, связанные с недвижимостью, знает: любая сделка заканчивается походом в Главное Управление Федеральной регистрационной службы. Но вот что происходит с документами в стенах этого государственного учреждения, порой является тайной за семью печатями.
Вся деятельность Федеральной регистрационной службы регламентируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
Давайте попытаемся разобраться в механизме и порядке государственной регистрации.
1. Заявитель обращается с комплектом необходимых документов, а специалист ФРС выясняет предмет обращения, устанавливает личность заявителя, а также проверяет его полномочия и наличие всех необходимых документов.
После чего он помогает заявителю правильно составить заявление о государственной регистрации прав, вносит в книгу учета входящих документов запись о приеме документов, оформляет расписку о приеме документов в 2 экземплярах и выдает один экземпляр расписки заявителю.
Далее документы передаются для проведения правовой экспертизы.
При приеме документов специалист может уведомить заявителя о наличии препятствий для государственной регистрации прав и предложить принять меры по их устранению.
ВНИМАНИЕ: можно написать заявление о том, что указанное выше препятствие будет устранено в процессе государственной регистрации, и настоять на приеме документов.
(Перевожу на понятный язык у Вас сделка… Договор подписан… Деньги Вами отданы… При подаче документов выясняется, что нет согласия супруга, постановления органов опеки или ещё чего-нибудь… Риелторы Вам обещают донести документ потом, но, ЕСЛИ ПОТОМ НЕ БУДЕТ, то и сделка зарегистрирована не будет, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
2. Допустим, что у Вас все приняли без замечаний, и Ваш пакет документов поступил к Государствен¬ному регистратору для проведения правовой экспертизы.
На этом этапе Государственный регистратор проверяет юридическую силу правоустанавливающих документов, законность сделки и действительность иных документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
После чего, он принимает решение о государственной регистрации прав, ставит штамп на договоре купли-продажи, указывает в нем информацию о результатах правовой экспертизы и передает документы специалисту, ответственному за внесение записей в Единый Государственный Реестр Прав (ЕГРП).
ВНИМАНИЕ: В случае если существуют препятствия для государственной регистрации прав, Государственный регистратор может принять решение о приостановлении государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации прав, при этом он заполняет штамп о результатах правовой экспертизы.
На практике обычно перед тем, как вынести такое решение, Государственный регистратор через своего помощника связывается с заявителем и предлагает устранить возникшие препятствия. Поэтому будьте внимательны и при подаче заявления правильно указывайте номера контактных телефонов желательно не сотовых операторов.
3. Но у Вас опять всё нормально, и государственный регистратор принял решение о регистрации, заполнил штамп о проведении правовой экспертизы и передал пакет документов для внесения записи в Единый государственный реестр прав и подготовку Свидетельства.
В Свидетельство будут внесены:
• Реквизиты документов, на основании которых зарегистрировано право
• Сведения о правообладателе
• Вид права
• Краткое описание объекта недвижимости
• Существующие ограничения (обременения)
• Фамилия государственного регистратора
После этого совершаются регистрационные надписи на документах, и пакет попадает на выдачу документов. Вы с паспортом и распиской приезжаете на выдачу и получаете свои документы.
Ура! Всё хорошо! Свидетельство о государственной регистрации получено.
СТОП! Внимательно проверьте свою фамилию, имя и отчество, сведения о квартире и другие записи в Свидетельстве. Государственные регистраторы тоже люди – им свойственно ошибаться.
Все в порядке? Теперь можно выпить…