Категории

Приходите на нас посмотреть

5 минут на чтение

Как сложно сдать квартиру! – жалуются владельцы недвижимости. Риэлторы-то привозят совсем не тех, кого хотелось бы видеть в качестве арендаторов, а то и вовсе не приезжают...

Как сложно снять квартиру! – восклицают потенциальные арендаторы. То попадаешь на настоящий аукцион, где счастливчиком становится тот, кто заплатит больше, то на «конкурс красоты». А то и вовсе владелец квартиры встречает где-то у ближайшего магазина, пристально рассматривает, а потом говорит: «До свидания!»

Пожалуй, один из неприятных моментов при поиске квартиры – и для продавца, и для покупателя – это поездки на просмотры. Как правило, и тот, кто сдает, и тот, кто снимает, затрачивают время, силы и нервы на пустые выезды. Иногда оказывается, что квартира – далеко не то, что по телефону описал риэлтор. А иногда квартиранты – вовсе не те, о которых мечтал владелец недвижимости. Можно ли избежать утомительных для сторон показов и просмотров и снять или сдать квартиру, сэкономив время? Наверное, сложно. Но в любом случае, надо знать о самых распространенных схемах организации просмотров и заранее поинтересоваться у риэлторов, чего ждать от предстоящей поездки.

Аукцион

Оля и Дима – молодая пара москвичей, живущая в гражданском браке. Для того чтобы было, где проверить свои чувства, решили снять квартиру. Но оказалось, что в разгар сезона найти недорогой вариант непросто. Дешевые однушки нарасхват. К тому же оказалось, что квартиры этой категории сдаются преимущественно по одной схеме.

Сначала Оле и Диме звонит риэлтор и сообщает о том, что появилась недорогая симпатичная квартира. А это значит, что срочно надо брать деньги и ехать снимать, иначе квартира уйдет. Но почему-то вдруг оказывается, что срочно ехать нельзя – владелец недвижимости будет показывать ее только в шесть вечера. Появившись в назначенное время у подъезда, молодые люди вдруг видят там еще человек двадцать – с агентами и без – таких же, как они потенциальных арендаторов. Наконец, выходит собственник, чаще всего с агентом, представляющим его интересы. И объявляет, что сейчас квартиру посмотрят все в порядке очередности. Начинается показ. Пришедшим первыми квартира нравится, но они мнутся в замешательстве: а вдруг подвернется лучший вариант: может быть, повременить и посмотреть что-нибудь еще?

Тут появляется второй претендент и заявляет: «Готов снимать. Отказывайте всем. Плачу на тысячу рублей больше». «Мы готовы и на две тысячи больше заплатить», – объявляет еще кто-то из арендаторов, ожидающий своей очереди. Выходит из оцепенения первая пара: «Платим на три тысячи больше». Увидев, что квартира нравится, выжидательную позицию занимает владелец недвижимости. А может, найдется кто-то и прибавит еще!

В результате просмотра, организованного по принципу аукциона, подобные квартиры эконом-класса сдаются намного дороже своей изначальной, заявленной по агентствам цены...

А Оле и Диме остается лишь надеяться, что очередной просмотр снова не окажется аукционом.

Конкурс красоты

Эта схема организации показов не многим отличается от аукционов, но все-таки – она другая. Если в первом случае задача владельца недвижимости – получить максимальную прибыль, то в «конкурсе красоты» хозяин квартиры старается выявить самого надежного арендатора, которому можно доверить драгоценную недвижимость. Как правило, этот метод организации просмотров касается недорогих, самых ликвидных квартир. Аукционы обычно устраивают риэлторы, представляющие интересы владельцев недвижимости. «Конкурсы красоты» предпочитают непосредственно арендодатели.

В надежде арендовать недорогой вариант Оля и Дима поучаствовали и в просмотрах такого типа. Начиналось опять же со звонка риэлтора. «Недорогая квартира. Вам назначено время. Единственное, что хозяин хочет: поговорить, поближе познакомиться». В назначенный час парадно одетые молодые люди звонят в квартиру. Их встречает миловидная дама – собственник – с тетрадкой, ручкой. «Давайте знакомиться, – дружелюбно заявляет она. – Вам нравится квартира? Тогда хотелось бы узнать и о вас побольше. Начнем с паспортных данных...»

И вот позади уже полчаса общения. За это время оговорены все нюансы. Молодая пара рассказала о себе: где родились, где учились, где работают. На всякий случай оставили телефоны родителей, агент уже достает договора... И тут милая владелица недвижимости заявляет: «А я вас разве не предупредила, что сегодня никому не даю ответа? Сегодня только знакомлюсь с претендентами. Завтра – буду выбирать». И показывает свою тетрадку. А в ней – информация о десятках клиентов, успевших в течение дня посмотреть квартиру...

И в этом случае Оле с Димой не повезло... Квартиру сдали не им.

Собственник не хочет – все-равно везите!

Многие агентства работают по схеме: все равно, кого хочет в качестве арендаторов собственник. Если есть клиент, и есть квартира, которые гипотетически могли бы «подойти друг другу», надо ехать показывать. А там, на месте, может быть, удастся уговорить одну или другую сторону.

И на таком показе побывали Оля и Дима.

Видимо, устав от методов работы агентов, владелец квартиры назначил встречу у ближайшего к его квартире магазина. Увидев молодую пару, даже не повел их в дом. Извинившись, резко обратился к агенту: «Вы мне обещали привезти тридцатилетнюю семью с ребенком. Я же вам сказал, что слишком юным квартиру не сдам. Зачем было тратить время – и мне, и этим ребятам?».

Под нажимом обеих сторон агент раскололась, что это – позиция руководства компании: везти всех и стараться договориться на месте. Даже если стороны не хотят друг о друге слышать.

Агентам объясняют необходимость подобных показов следующим образом: на месте стороны могут друг другу понравиться. А если еще арендатор деньги вытащит и помашет ими перед носом владельца недвижимости, то последний не сможет устоять...

Но в случае с Олей и Димой собственник устоял...

Цепочка с подстраховкой

Когда арендуется квартира бизнес-класса или загородный дом, то аукционы, «конкурсы красоты» и прочие схемы уже не актуальны. В бизнес-классе на сто процентов – рынок арендатора. То есть человеку, который платит за аренду недвижимости в месяц несколько тысяч долларов, есть из чего выбрать. Поэтому самая распространенная схема работы с такими клиентами – показ нескольких квартир, то есть построение цепочки. Часто бывает, что собственнику сдаваемой недвижимости приходится откладывать все свои дела, чтобы вырваться на показ. Но нередки случаи, когда арендатор останавливается на первом или втором варианте, совершенно не желая смотреть другие варианты. Если день заканчивается подписанием договора, только некоторые из агентов утруждают себя тем, чтобы позвонить и дать отбой ожидающим прихода клиентов людям.

Комментарий специалиста

По мнению руководителя отдела аренды одной из компаний Юлии Владимирцевой, организация просмотра во многом зависит от профессионализма агента и позиции риэлторской компании. Действительно, если квартира недорогая, то проще всего ее сдать по схеме «аукциона». Но люди, организующие подобные показы, должны понимать, что могут столкнуться с разными проявлениями недовольства потенциальных арендаторов.

Что касается «конкурсов красоты», то задача агента – предоставить максимально объективную информацию о квартире своим клиентам. В том числе, агент должен выяснить, готов ли владелец недвижимости сразу заключать договор или намерен выбирать клиентов. Если потенциальные арендаторы согласны на таких условиях ехать смотреть квартиру, то надо показывать.

Принцип «все равно везите и договаривайтесь» не отвечает интересам ни агентства, ни арендаторов, ни владельцев недвижимости. Поэтому риэлтор должен быть и неплохим психологом.

Наталия Агафонова

 Окт. 20, 2008, полночь