Категории

Вопросы, связанные с передачей жилья в порядке приватизации

4 минуты на чтение

      Вопросы, связанные с передачей жилья в порядке приватизации

   Мы продолжаем рассказ об оформлении правоотношений, возникающих при пользовании муниципальным жилым фондом, то есть домами, квартирами и комнатами, находящимися в собственности города, района, а также входящих в них территориальных образований (муниципалитетов, сельских округов). В данной статье будут даны ответы на вопросы читателей о документах, необходимых для приватизации жилья, а также о заявлении на государственную регистрацию права собственности на квартиру в жилищно-строительном и жилищном кооперативах.

   Вопрос: Собираюсь приватизировать квартиру своих родителей, сам буду участвовать в приватизации. Какой пакет документов необходимо собрать, чтобы оформить приватизацию?
   Ответ: Перечень документов, которые нужно собрать для оформления приватизации, выглядит следующим образом:
   • ордер или выписка из Распоряжения Департамента (службы) жилищной политики и жилищного фонда о предоставлении жилой площади в право пользования;
   • договор социального найма к ордеру (подлинник и две ксерокопии). Если такой договор ранее не заключался, то необходимо оформить его в жилотделе муниципального района по месту жительства;
   • выписка из домовой книги с информацией о гражданах, зарегистрированных на данной площади с момента получения ордера (2 экземпляра);
   • финансовый лицевой счет (2 экземпляра);
   • справка о замене паспорта за период с сентября 1991 года по настоящее время — по 1 экземпляру на каждое лицо, сменившее паспорт;
   • поэтажный план и экспликация (подлинники и копии, заверенные БТИ);
   • в случае перемены места жительства в период с сентября 1991 года по настоящее время — выписки из домовых книг со всех мест проживания и дополнительно справку о том, что в приватизации не участвовал(а). Справку можно получить в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (БТИ, Администрация района и т.д.), если заявитель был зарегистрирован в регионе РФ с сентября 1991 года по январь 1998 года, и в Учреждении юстиции по Свердловской области, если был зарегистрирован в регионе РФ с февраля 1998 года и позже;
   • в случае утери ордера — справку о том, что ордер не сохранился и справку из архива, а также выписку из протокола заседания жилищной комиссии по месту расположения приватизируемого помещения о разрешении приватизации без ордера. Справки можно получить в ДЕЗ;
   • подлинники и ксерокопии паспортов всех проживающих на приватизируемой площади (разворот с фотографией и разворот с пропиской) и свидетельств о рождении детей;
   • ксерокопию решения суда, если кто-то из членов семьи был выписан по решению суда;
   • нотариально удостоверенный отказ совершеннолетних членов семьи, если они не хотят участвовать в приватизации. Другой вариант — явиться в назначенное время с остальными членами семьи на подписание договора передачи квартиры (комнаты) в собственность и выразить свое волеизъявление личным присутствием.
   Важно знать, что если приватизация жилья осуществляется через посредническую организацию, то не следует передавать оригиналы полученных документов (договора передачи и свидетельства о собственности) другим участникам сделки: вам могут сказать, что они необходимы «в залог», «на проверку», «на хранение» или «для переоформления», а на самом деле будут использоваться не всегда по назначению. В случаях же утери указанных документов (впрочем, как и любых других правоустанавливающих) немедленно заявите об этом в органы регистрации и получите дубликаты (оригиналы будут в базе данных аннулированы, и по ним совершать сделки станет невозможно).
   Максимальный срок оформления документов, подтверждающих право собственности на приватизируемое жилье, составляет 60 дней с момента их принятия отделом приватизации.
    Вопрос: Я являюсь членом жилищно-строительного кооператива. Расскажите подробно о заявлении на оформление прав собственности на квартиру для приватизации.
   Ответ: Жилищно-строительные и жилищные кооперативы представляют собой разновидность потребительских организаций, действующих в соответствии со ст. 116 Гражданского кодекса РФ. В кооперативных многоквартирных домах жилые помещения могут находиться в собственности как граждан (пайщиков), так и самого кооператива.   Собственностью кооператива считаются квартиры, за которые еще не выплачен паевой взнос, а также «места общего пользования»: чердаки, подвалы, лестничные пролеты, межквартирные тамбуры и т.д.
   Как только член ЖСК (пайщик) выплачивает свой взнос полностью, квартира в соответствии со статьями 289–290 Гражданского кодекса РФ переходит в его собственность вместе с невыделяемой и неотчуждаемой долей в общем имуществе дома. Поэтому понятие «приватизация квартиры в жилищно-строительном и жилищном кооперативе» юридически неправильно. Речь может идти только об оформлении прав собственности на жилплощадь с выплаченным паем в соответствии со статьями 218–219 Гражданского кодекса РФ.
   После выплаты членом жилищно-строительного и жилищного кооператива последней части взноса пайщик получает в правлении кооператива Справку о выплате пая. Затем необходимо обратиться в Учреждение Федеральной регистрационной службы по   Свердловской области, которое выдаст соответствующее Свидетельство о государственной регистрации права. При этом в заявлении о государственной регистрации права на квартиру нужно указать просьбу о регистрации права собственности и выдаче Свидетельства о государственной регистрации права на квартиру в жилищно-строительном кооперативе, с указанием конкретного адреса квартиры и основания, то есть документов, подтверждающих право на жилье (справки о выплаченном пае, копии устава ЖСК (ЖК) и документов, подтверждающих полномочия председателя).

 Окт. 22, 2008, полночь