Категории
Форум

Виды сервитута земельного участка

4 минуты на чтение

Сервитут может быть как срочным, так и бессрочным.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок. Бессрочный сервитут указания на срок не содержит. По истечении срока сервитута вопрос о его повторном установлении разрешается сторонами, при не достижении ими соглашения  в судебном порядке.

Кроме того, сервитут может быть платным и бесплатным. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательством.

Соразмерная плата за сервитут  это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

В настоящее время установление платы за сервитут регламентируется временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 г. Однако данный документ не был зарегистрирован Минюстом России и опубликован в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», и в связи с этим не подлежит обязательному применению (см. об этом подробнее письмо Минэкономразвития России от 21 октября 2009 г. № Д233470).

Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида сервитута выступают:

•             в случае установления частного сервитута  собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых сервитут установлен;

•             в случае установления публичного сервитута  органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:

•             размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

•             размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

•             размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно письму Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 г.

№ Д233607 «Об установлении сервитута на земельный участок» в соответствии со ст. 23 3К РФ допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем ни 3К РФ, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также органы государственной власти, в компетенции которых находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.

Особенности установления сервитутов определяются законодательством конкретного региона, например 3акон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» (ст. 15), 3акон Московской области от 7 июня 1996 г. № 23/9603 «О регулировании земельных отношений в Московской области» (ст. 18).

В свою очередь, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с указанным выше письмом Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 г. № Д233607соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

•             сведения о сторонах соглашения;

•             сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

•             цели и задачи установления сервитута;

•             пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

•             иные права и обязанности сторон.

Минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и в случае если сервитут относится к части земельного участка  документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т. п.) таким правом не наделены.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. 

 Июль 8, 2013, 5:04 п.п.
Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Обременение земельного участка сервитутом, как гласит П. 2 СТ. 274 ГК РФ, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Причем осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отно...
ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НА МЕСТНОСТИ
 Границы земельного участка на местности (в натуре) устанавливают или уточняют:
 при передаче земельного участка в собственность или аренду;
 выделении земельного участка в счет земельной доли;
 переоформ...

 
 НОРМАТИВНЫЕ
 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И КАДАСТРОВОЙ КАРТЫ (ПЛАНА)
 ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 
 
 Первоначально
 технические требования к плану земельного участка были определены Роскомземом
 РФ в соответстви...