Категории

Суть механизма действия и взаимодействия ст.ст. 5 и 18 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.

4 минуты на чтение

Согласно СТ. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 Г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» под ценой договора на участие в долевом строительстве понимается размер денежных средств, подлежащих уплате дольщиком для строительства объекта долевого строительства. Причем цена может быть определена в договоре двумя способами:

  1. Как общая цена договора.
  2. Как сумма, состоящая из двух частей:
  • денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства;
  • денежных средств на оплату услуг застройщика.

В зависимости от выбранного способа определения цены договора будет определяться налоговая база по НДС. Соответствующее разъяснение по этому поводу изложено в письме Минфина России от 12 июля 2005 Г. № 03-04-01/82 (см. также письмо ФНС России от 2 августа 2005 Г. № ММ-6-03/632).

С точки зрения Минфина России в случае, если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. Это следует из смысла ПОДП. 2 П. 1 СТ. 162 НК РФ.

Таким образом, при подрядном способе ведения строительства денежные средства, получаемые застройщиком от дольщиков в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства, не подлежат включению в налоговую базу по НДС у застройщика. При этом сумма денежных средств, получаемая на оплату услуг застройщика, облагается НДС в общеустановленном порядке. Из содержания П. 1 СТ.5 ИСТ. 18 Закона № 214-ФЗ следует также, что заказчик, привлекаемый застройщиком к участию в строительстве, оказывает услуги по организации и техническому надзору за строительством не застройщику, а непосредственно дольщикам и за их счет. Следовательно, в момент получения денег от застройщика (инвестора) заказчик должен определить сумму предоплаты своих услуг, с которой следует исчислить и уплатить в бюджет НДС. В силу СТ. 18 Закона № 214-ФЗ денежные средства дольщиков, указанные в СТ. 5, застройщик может использовать исключительно для строительства (создания) многоквартирных домов или иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией.

Буквально по тексту Закона это означает, что при обоих способах ценообразования вознаграждение застройщика (а следовательно, и заказчика) должно быть включено в сметный расчет. На практике это вызывает затруднения, так как застройщику помимо сметных расходов приходится оплачивать:

  • аренду офиса;
  • коммунальные и рекламные расходы;
  • выплачивать зарплату своим сотрудникам;
  • налоги и другие обязательные платежи и т.д.

Компенсировать эти и подобные им расходы за счет средств дольщиков Закон № 214-ФЗ не разрешает. На практике также может возникнуть ситуация, когда при избрании первого способа формирования цены договора (без выделения в нем стоимости услуг застройщика) она также не будет указана и в сметном расчете (например, туда могут быть включены только расходы на содержание заказчика).

В этом случае застройщик окажется не вправе использовать денежные средства дольщиков в своих целях. Следовательно, застройщику следует включать расходы на свое содержание в проектно-сметную документацию либо возложить на себя функции заказчика. Однако на сегодняшний день в проектно-сметную документацию включаются лишь расходы на содержание службы заказчика строительства. Но застройщик по Закону № 214-ФЗ вовсе не обязательно является заказчиком в смысле ГК РФ или Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Это различные субъекты инвестиционной деятельности (хотя они и могут соединяться в одном лице). Поэтому включение застройщиком расходов на свое содержание в проектно-сметную документацию может вызвать претензии финансовых органов.

По мнению автора, норму ст. 18 Закона № 214-ФЗ правильнее было бы трактовать иначе: при выборе второго способа ценообразования (с выделением стоимости услуг застройщика) сумма вознаграждения застройщика не должна включаться в сметный расчет, а подлежит оформлению как плата за услуги, оказанные застройщиком дольщикам. Но такая трактовка не подкреплена законом, поэтому также может вызвать претензии со стороны налоговиков.

В силу п.2 СТ. 5 Закона № 214-ФЗ цена договора может быть фиксированной или изменяться, если это предусмотрено договором. Кроме того, нормами ПП. 3-5 СТ. 5 Закона № 214-ФЗ предусмотрены два возможных способа уплаты цены договора.

Во-первых, внести платеж можно единовременно. В этом случае просрочка платежа более чем на три месяца будет основанием для предъявления застройщиком требования о расторжении договора в судебном порядке.

Во-вторых, уплату цены договора можно произвести в установленный договором период, исчисляемый годами, месяцами или неделями.

При этом застройщик имеет право предъявить требование о расторжении договора в судебном порядке, если участник долевого строительства систематически нарушает сроки внесения платежей, т.е. в случае нарушения срока внесения платежа более трех раз в течение двенадцати месяцев или просрочки внесения платежа более чем на три месяца. При нарушении установленного договором срока внесения платежа участник долевого строительства уплачивает застройщику неустойку (пени) в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения обязательства, от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки (п. 6 СТ. 5 Закона № 214-ФЗ). 

 Авг. 18, 2014, 5:44 п.п.