Реальные гарантии для клиентов риэлторских агентств
Ксения Гурьянова
Должны ли риэлторы принимать на себя материальную ответственность в случае, если покупатель квартиры лишается права собственности по решению суда?
Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. С одной стороны, потребитель услуг (в нашем случае покупатель жилья) вправе рассчитывать на качественное их оказание и надежный результат. Во многих зарубежных странах агентства недвижимости берут на себя ответственность перед клиентом, гарантируя тому возмещение вероятных в результате покупки жилья убытков. То, что отечественные риэлторы рано или поздно должны ввести подобную ответственность и для себя, является вполне логичным.
С другой стороны, ни один риэлтор не в состоянии гарантировать юридическую чистоту сделки на 100%, а значит, риск понести убытки в результате сотрудничества с клиентом является довольно высоким. Кроме того, риэлтор после проведения операции купли-продажи не получает на свой счет полную стоимость квартиры, иными словами, он не является продавцом, а значит, и какие-либо гарантии предоставлять он не обязан. Тем не менее, отечественный рынок постепенно подходит к очередному этапу развития. Российские агентства недвижимости начинают задумываться о том, что предоставление финансовых гарантий является целесообразным при сотрудничестве с продавцами и покупателями жилья.
Конечно, это не жест доброй воли — во многом к такому решению риэлторов подталкивает жесткая конкуренция и борьба за клиента. Однако в случае, если агентства начнут гарантировать клиентам сохранность их права собственности, проведение операций купли-продажи станет более простой задачей непосредственно для покупателей и продавцов. Вложение в недвижимость является не только хорошей инвестицией, но и колоссальным риском. С получением права требовать от риэлтора гарантий сохранности имущественных прав покупатели смогут значительно снизить его уровень.
Каким образом будут компенсироваться клиенту убытки, связанные с потерей права собственности на купленную квартиру? Риэлторы видят только два пути поиска средств для этого: либо использование внутренних денежных ресурсов компании, либо страхование профессиональной ответственности. Понятно, что второй вариант является более логичным, кстати, именно он широко используется крупными компаниями, занимающимися продажей недвижимости на Западе.
Предполагается, что компенсация будет производиться как в денежной, так и в натуральной форме. В последнем случае агентство будет брать на себя обязательство предоставлять клиенту жилье, аналогичное утраченному. Естественно, что ответственность агентства не будет распространяться на ситуации, когда утрата права собственности происходит в связи с программой сноса жилых домов или по результату решения суда, рассматривающего уголовное дело в отношении владельца(-ев) данного жилья.
Понятно, что описанный алгоритм является весьма приблизительным. Тем не менее, новое поветрие на рынке жилья в целом является позитивным явлением как для клиентов риэлторских агентств, так и для самих риэлторов. Первые получат более качественное оказание услуг. Для вторых предоставление реальных гарантий станет своего рода лакмусовой бумажкой, показывающей профессиональный уровень каждого конкретного агентства. Понятно, что на данном этапе далеко не все агентства смогут позволить себе несение такой ответственности. Однако со временем ситуация может измениться, а конкуренция между риэлторами - стать более честной и открытой