Вероятно, нет необходимости много распространяться о том, что лучше жить в отдельной квартире, а не с соседями. Причем соседи в классическом понимании этого слова (т.е. люди, изначально вам посторонние) подчас еще не самое большее зло. Гораздо хуже, когда жилье приходится делить с «бывшими» - например, супругами. В этом случае неизбежные бытовые трения накладываются еще и на прежние обиды...
Что могут поделать люди, оказавшиеся в такой непростой ситуации? Можно купить всем отдельные квартиры. Вариант самый лучший, только требует одной «малости» - существенной суммы денег. Другой путь - если семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, можно встать на очередь. Тут плохо тем, что очередь, как бы это помягче, нетороплива: встав в нее в день окончания вуза, можно получить от государства отличный подарок - квартиру... к собственному выходу на пенсию.
Есть, правда, и еще один вариант - принудительный обмен. Что это такое и насколько реален.
Квартиры, как известно, бывают частными (их еще называют «приватизированными», хотя этот термин не совсем точен) и государственными. С частным жильем, уверяют наши консультанты, никакая «принудиловка» невозможна в принципе. Право частной собственности гарантируется Конституцией РФ и лишь в отдельных случаях, прямо предусмотренных законом, собственник может быть лишен этого права. Это может быть, например, принудительный выкуп для государственных нужд, но «невозможность ужиться» к таким основаниям не относится».
Принудительный обмен - это, скорее, из области старых советских страшилок и не более. Собственника никак невозможно заставить совершить размен против его желания, Жилищный кодекс последней редакции позаботился об этом в полной мере.
Никоим образом не споря с уважаемыми экспертами, приведем одну историю, случившуюся минувшей весной. В городе Первоуральске (Свердловская область) суд постановил выселить местного жителя из занимаемой им квартиры из-за громкой музыки, которая по ночам мешала соседям. На соответствующее решение «герой» Виктор Зотов подал кассационную жалобу, но областной суд оставил приговор без изменений. По решению суда квартира будет продана с публичных торгов, а деньги за вычетом расходов, связанных с исполнением решения суда, будут переданы бывшему владельцу.
Хотя данное событие вроде бы и из совсем другой оперы, думается, понятно, к чему мы его привели: у Зотова была частная квартира (ее ведь собираются продать с публичных торгов), но это обстоятельство не спасло от выселения. Но ясно и другое: человек своим поведением создавал трудности окружающим. Так что тем, кто - возможно - подумывает об использовании первоуральского ноу-хау в решении проблем со своими соседями, следует понимать, что апеллировать в суде следует не к тому, что «я хочу разъехаться», а к тому, что «жить с данным субъектом невозможно». И аргументированно это доказать...
Жилье государственное: закон позволяет, но...
Когда квартира муниципальная, расселяться принудительно закон разрешает. Если квартира предоставлена для проживания по договору социального найма и между нанимателем и членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке (п. 3 ст. 72 ЖК РФ). При этом учитываются интересы лиц, проживающих в данной квартире: возраст, состояние здоровья, зависимость от объектов социальной инфраструктуры, иные обстоятельства. Также, добавляет эксперт, если в квартире проживают несовершеннолетние, обмен возможен только с предварительного согласия органов опеки и попечительства (п. 4 ст. 72 ЖК РФ).
Теоретически все выглядит так: заинтересованный гражданин обращается с иском в суд. «В тексте искового заявления обычно указывают несколько вариантов обмена спорной квартиры, однако закон не запрещает обращаться в суд и с единственным вариантом. После вынесения судом решения и его вступления в законную силу, необходимо получить исполнительный лист, и с ним обратиться в территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель назначит дату принудительного исполнения и известит об этом ответчика.
Как поступают в народе
Как всегда бывает, ввиду явной бесперспективности предлагаемых государством легальных путей, граждане активно ищут нелегальные. В профессиональных кругах охотно рассказывают истории примерно следующего содержания: желавшая разъехаться бывшая жена завела себе бой-френда в два метра ростом и 120 кг весом, тот набил ее экс-супругу морду, и оный экс-супруг, неделю назад и слышать не желавший о разъезде, сам быстренько укатил в предлагаемую комнату в Усть-Моршанске... На роль подобных «вышибал» особой популярностью пользуются сотрудники милиции: они мужики здоровые, без комплексов, к тому же обладают хорошим иммунитетом к правовому противодействию. Если что, усмирять их приедут другие милиционеры, с которыми они как-нибудь договорятся.
При желании можно обойтись и без правового иммунитета. История, которую рассказывали на курсах для новичков в одном из агентств недвижимости - т.е. предполагалось, что она не только не является чем-то недостойным, но, напротив, заслуживает всяческого подражания. В некоей коммуналке проживала женщина, которая очень хотела разъехаться. Соседи же ее стремлений не разделяли: кто-то был открыто против, кто-то вроде соглашался, но обставлял дело кучей условий... Еще одной особенностью ландшафта было обилие в квартире детей школьного возраста - а они (если кто не знает) ходят в школу к 8.30, т.е. просыпаются примерно в 7.30 и около 8.00 уходят из дома.
Наша дама (с подсказки агента) привела в свою комнату потребного дядю значительно более центнера весом. По будням ровно в 7.15 этот гражданин шел в туалет и запирался там ровно на час. За дверью прыгали от нетерпения детки, заходились визгом их мамы и матом папы - дядя невозмутимо нес свою вахту около фаянсового друга. При этом (что вызывало особый восторг у преподавателей курсов) он не делал ничего противозаконного.
...Ровно через две недели вся квартира, включая самых упертых бабушек, прежде шепелявивших «я ждешь родилашь - ждешь и помру!», выразили горячее желание уехать куда угодно.