Категории

Продлят ли бесплатную приватизацию жилья и зачем государству разделять собственников и нанимателей </h3>

6 минут на чтение

Продлят ли бесплатную приватизацию жилья и зачем государству разделять собственников и нанимателей

Идея продления срока, отведенного гражданам на бесплатную приватизацию жилья, продолжает витать в умах депутатов и прочих "власть предержащих". Дело в том, что до 1 января 2007 г, когда истекает возможность получить жилье в собственность бесплатно, соответствующие инстанции имеют все шансы не успеть справиться с поступившими заявками.

Даже в середине минувшего года органы регистрации и БТИ не справлялись с колоссальным потоком граждан, желающих стать собственниками квартир, в которых они проживают. Но многие до сих пор гадают, насколько выгодна приватизация и не придется ли потом платить огромные суммы за собственную "двушку" в панельной "хрущевке". Кстати, сама приватизация "бесплатна" лишь условно – за счет всевозможных госпошлин и вполне официальной "платы за ускорение процесса" она обходится в не самые маленькие деньги. К примеру, приватизация двухкомнатной квартиры в Подмосковье обошлась автору этой статьи примерно в 6 тыс рублей. Для многих такая сумма весьма существенна, что является лишним поводом для колебаний.

Но все же она несопоставима с тем, сколько придется выложить за жилье по рыночным ценам. Поэтому вероятно, что ближе к концу отведенного законом срока "колеблющиеся" все же решат стать собственниками, и очереди на приватизацию увеличатся. Эта тенденция очевидна уже сейчас. Если в минувшем году количество обращений в органы регистрации составило около 300 тыс, то в 2006 этот показатель, по прогнозам, вырастет в 5-6 раз. При этом максимальная "пропускная способность" московских служб составляет лишь 100 тыс дел в год. Всего за 14 лет, в течение которых проводилась бесплатная приватизация, в Москве зарегистрированы права собственности на 1,7 млн жилых помещений. Такие данные предоставляет Главное управление федеральной регистрационной службы по Москве.

"Более 30 проц жилья, подлежащего приватизации, не приватизировано, — заявил в начале текущей недели председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. — За оставшееся время — до 1 января 2007 г — граждане физически не успеют оформить свои права на жилье. Проблема особенно остро стоит в больших городах. Поэтому я считаю, что права граждан будут ущемлены. Мы за то, чтобы перенести этот срок на 2-3 года". По его словам, в связи с плохой организацией процесса граждане зачастую вынуждены выстраиваться в огромные очереди только для того, чтобы сдать документы на приватизацию, и в результате могут просто не успеть выполнить все формальности. В Москве, например, несмотря на то, что 60-70 проц жилого фонда, подлежащего приватизации, в настоящее время приватизировано, очереди крайне далеки от уменьшения. В других же городах люди предпочитают "раскачиваться" еще дольше, и в конце года ситуация может вовсе выйти из-под контроля.

По оценкам регистраторов, семей, получивших муниципальное жилье до 1 марта 2005 г и еще его не приватизировавших, в Москве остается порядка 1 млн. По данным департамента жилищной политики и жилищного фонда, - 800 тыс. Депутат Госдумы Галина Хованская считает, что из них только 10-15 проц перейдут в разряд нанимателей. Остальные, скорее всего, захотят стать полноправными собственниками. Вот их-то и ожидает незавидная судьба "мыкаться" по очередям.

Но не только продлением срока приватизации думский комитет собирается бороться за права граждан. Как отметил П.Крашенинников, необходимо увеличить количество пунктов приема документов и число сотрудников, отвечающих за это. Важно также вовремя и качественно информировать граждан об их правах и реестре документов, необходимых для оформления приватизации жилья. Дело в том, что в настоящее время нередки ситуации, когда люди по незнанию или недосмотру сотрудников органов регистрации получают неверные документы на жилье, часто в юридически оформленных документах встречаются ошибочные данные. Тогда людей отправляют восвояси, и "хождение по мукам", то есть по инстанциям, начинается вновь. "Руководителей, саботирующих приватизацию жилья, особенно общежитий и ведомственных квартир, передаваемых на баланс муниципалитетов, необходимо привлекать к ответственности", - предлагает П.Крашенинников.

П.Крашенинников и члены его комитета уже почти год проводят мониторинг по реализации Жилищного кодекса в регионах. Документ только вступил в силу, а в большинстве городов процедура оформления жилья в собственность стала фактически недоступной. Поэтому многие граждане, напуганные перспективой несколько месяцев провести в бесконечных очередях и волоките, кинулись к частным риэлторским компаниям, обещающим за небольшую мзду оформить "бесплатную приватизацию" в наилучшем виде. Тарифы на эту услугу колеблются от 300 до 800 долл /в зависимости от населенного пункта/, и посредники уже сделали на этом неплохие деньги. Все увеличившийся ажиотаж лишь "взвинтит" их прибыли до немыслимых высот.

Короткие сроки окончания бесплатной приватизации сыграют на руку и отдельным нерадивым чиновникам. Как известно, жильцы муниципальных общежитий по закону получили право приватизировать свои метры наравне с жителями собственных квартир. Но на практике муниципалитеты часто чинят препятствия таким людям, переводя дом в аварийный фонд или просто затягивая процесс выдачи документов в БТИ. Спор можно решить через суд, и, как правило, он будет выигран, но для завершения таких судебных дел нужно время. Как раз этого времени у жильцов общежитий нет.

Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству сейчас работает над поправками в жилищное законодательство, позволяющими продлить приватизацию на уровне федерального законодательства. Напомним, что ранее подобные предложения готовил и Совет Федерации. Как заявлял в этой связи спикер Совфеда Сергей Миронов, "очевидно, что многие не успеют до этого срока приватизировать свои квартиры". Кроме того, отметил он, многие люди, которые это уже сделали, впоследствии могут понять, что "не смогут "потянуть" содержание своего жилья, в том числе и капитальный ремонт", и захотят его реприватизировать. "А этот процесс может уйти за 2007 г", - добавил С.Миронов. А в конце ноября прошлого года с аналогичной инициативой выступила Мосгордума. Москва, как было сказано, одной из первых ощутила остроту проблемы в полном объеме. По словам председателя комиссии по законодательству Мосгордумы Александра Семеникова, увеличение очередей приводит к взяточничеству среди чиновников, ответственных за приватизацию. "Берут деньги за рассмотрение вопросов о приватизации в более сжатые сроки", - отметил он.

Главное управление Министерства юстиции по Москве, в свою очередь, предложило продлить срок бесплатной приватизации до 2010 г. Руководитель этого ведомства Александр Буксман заявил, что "оформить документы всех желающих до конца следующего года будет технически невыполнимо, и кто не успеет, будет оформлять собственность уже за большие деньги". Если сегодня гражданин, приватизирующий квартиру, платит всего лишь 500 руб госпошлины, то в будущем за этот процесс предстоит отдать до 70 проц от стоимости жилья.

Подобные предложения, как обычно, имеют немало сторонников и противников. Последние отмечают, что приватизация не может продолжаться вечно, поскольку она создает неясную ситуацию на рынке жилья и мешает развитию ипотечного кредитования. Компромиссным вариантом считается продление сроков оформления собственности на 2-3 года. Пока же представители местных органов управления по всей России успокаивают граждан, обещая, что все, кто подал заявки, успеют приватизировать жилье. Чтобы ускорить процесс приватизации, гражданам советуют получить технический паспорт на квартиру или дом до того, как поданы остальные документы. Это позволит значительно сократить прохождение остальной процедуры.

Зачем государству в срочном порядке прекращать бесплатную приватизацию? Многие сторонники завершения этого процесса в намеченные сроки отмечают, что сама эта идея является по сути "пережитком" советских времен и лишней помехой на пути к рыночной экономике. Окончательное разграничение россиян на собственников и нанимателей позволит брать с первых налоги в полном объеме и точнее очертить рамки муниципального жилья с соответствующими правами государства на него. Определив эти категории и прекратив переход из одной в другую /практически переход будет осуществляться по рыночной стоимости/, правительство сможет планировать налоговые поступления в бюджет за счет физлиц. Кроме того, появится возможность планировать субсидии для съемщиков, возможно, переселяя их в соответствующие их финансовым возможностям дома. В той же Европе, на которую сейчас модно равняться, пенсионеры и инвалиды давно не живут в центре мегаполиса, получая при этом субсидии от государства. Другое дело, что у нас все это может обернуться повальным переселением неплатежеспособных собственников "на шесть квадратных метров по норме общежития", а эти условия очень далеки от реалий жизни европейских малообеспеченных слоев населения. Но, принимая во внимание возможность социального взрыва /никак не нужного накануне выборов-2007-2008/, правительство может в очередной раз пойти на уступку и на некоторый период продлить бесплатную приватизацию, полагает большинство экспертов.

ПРАЙМ-ТАСС

 Окт. 6, 2008, полночь